• ,

10 заметок о модификаторе Static в Java

Модификатор static в Java напрямую связан с классом, если поле статично, значит оно принадлежит классу, если метод статичный, аналогично — он принадлежит классу. Исходя из этого, можно обращаться к статическому методу или полю используя имя класса. Например, если поле count статично в классе Counter, значит, вы можете обратиться к переменной запросом вида: Counter.count. Конечно, следует учитывать модификаторы доступа. private доступны только внутри класса, в котором они объявлены. Поля protected доступны всем классам внутри пакета (package), а также всем классам-наследникам вне пакета. Для более подробной информации ознакомьтесь со статьей “private vs protected vs public”. Предположим, существует статический метод increment() в классе Counter, задачей которого является инкрементирование счётчика count. Для вызова данного метода можно использовать обращение вида Counter.increment(). Нет необходимости создавать экземпляр класса Counter для доступа к статическому полю или методу. Это фундаментальное отличие между статическими и НЕ статическими объектами (членами класса).

Важное замечание. Не забывайте, что статические члены класса напрямую принадлежат классу, а не его экземпляру. То есть, значение статической переменной count будет одинаковое для всех объектов типа Counter. В этой статье мы рассмотрим основополагающие аспекты применения модификатора static в Java, а также некоторые особенности, которые помогут понять ключевые концепции программирования.

Что должен знать каждый программист о модификаторе Static в Java.

В этом разделе мы рассмотрим основные моменты использования статических методов, полей и классов. Начнём с переменных.

1) Вы НЕ можете получить доступ к НЕ статическим членам класса, внутри статического контекста, как вариант, метода или блока. Результатом компиляции приведенного ниже кода будет ошибка:

public class Counter{
private int count;
public static void main(String args[]){
   System.out.println(count); //compile time error
}}


Это одна из наиболее распространённых ошибок допускаемых программистами Java, особенно новичками. Так как метод main статичный, а переменная count нет, в этом случае метод println, внутри метода main выбросит “Compile time error”.

2) В отличие от локальных переменных, статические поля и методы НЕ потокобезопасны (Thread-safe) в Java. На практике это одна из наиболее частых причин возникновения проблем связанных с безопасностью мультипоточного программирования. Учитывая что каждый экземпляр класса имеет одну и ту же копию статической переменной, то такая переменная нуждается в защите — «залочивании» классом. Поэтому при использовании статических переменных, убедитесь, что они должным образом синхронизированы (synchronized), во избежание проблем, например таких как «состояние гонки» (race condition).

3) Статические методы имеют преимущество в применении, т.к. отсутствует необходимость каждый раз создавать новый объект для доступа к таким методам. Статический метод можно вызвать, используя тип класса, в котором эти методы описаны. Именно поэтому, подобные методы как нельзя лучше подходят в качестве методов-фабрик (factory), и методов-утилит (utility). Класс java.lang.Math — замечательный пример, в котором почти все методы статичны, по этой же причине классы-утилиты в Java финализированы (final).

4) Другим важным моментом является то, что вы НЕ можете переопределять (Override) статические методы. Если вы объявите такой же метод в классе-наследнике (subclass), т.е. метод с таким же именем и сигнатурой, вы лишь «спрячете» метод суперкласса (superclass) вместо переопределения. Это явление известно как сокрытие методов (hiding methods). Это означает, что при обращении к статическому методу, который объявлен как в родительском, так и в дочернем классе, во время компиляции всегда будет вызван метод исходя из типа переменной. В отличие от переопределения, такие методы не будут выполнены во время работы программы. Рассмотрим пример:

class Vehicle{
     public static void  kmToMiles(int km){
          System.out.println("Внутри родительского класса/статического метода");
     } }

class Car extends Vehicle{
     public static void  kmToMiles(int km){
          System.out.println("Внутри дочернего класса/статического метода ");
     } }

public class Demo{   
   public static void main(String args[]){
      Vehicle v = new Car();
       v.kmToMiles(10);
  }}


Вывод в консоль:
Внутри родительского класса/статического метода


Код наглядно демонстрирует: несмотря на то, что объект имеет тип Car, вызван статический метод из класса Vehicle, т.к. произошло обращение к методу во время компиляции. И заметьте, ошибки во время компиляции не возникло!

5) Объявить статическим также можно и класс, за исключением классов верхнего уровня. Такие классы известны как «вложенные статические классы» (nested static class). Они бывают полезными для представления улучшенных связей. Яркий пример вложенного статического класса — HashMap.Entry, который предоставляет структуру данных внутри HashMap. Стоит заметить, также как и любой другой внутренний класс, вложенные классы находятся в отдельном файле .class. Таким образом, если вы объявили пять вложенных классов в вашем главном классе, у вас будет 6 файлов с расширением .class. Ещё одним примером использования является объявление собственного компаратора (Comparator), например компаратор по возрасту (AgeComparator) в классе сотрудники (Employee).

6) Модификатор static также может быть объявлен в статичном блоке, более известным как «Статический блок инициализации» (Static initializer block), который будет выполнен во время загрузки класса. Если вы не объявите такой блок, то Java соберёт все статические поля в один список и выполнит его во время загрузки класса. Однако, статичный блок НЕ может пробросить перехваченные исключения, но может выбросить не перехваченные. В таком случае возникнет «Exception Initializer Error». На практике, любое исключение возникшее во время выполнения и инициализации статических полей, будет завёрнуто Java в эту ошибку. Это также самая частая причина ошибки «No Class Def Found Error», т.к. класс не находился в памяти во время обращения к нему.

7) Полезно знать, что статические методы связываются во время компиляции, в отличие от связывания виртуальных или не статических методов, которые связываются во время исполнения на реальном объекте. Следовательно, статические методы не могут быть переопределены в Java, т.к. полиморфизм во время выполнения не распространяется на них. Это важное ограничение, которое необходимо учитывать, объявляя метод статическим. В этом есть смысл, только тогда, когда нет возможности или необходимости переопределения такого метода классами-наследниками. Методы-фабрики и методы-утилиты хорошие образцы применения модификатора static. Джошуа Блох выделил несколько преимуществ использования статичного метода-фабрики перед конструктором, в книге «Effective Java», которая является обязательной для прочтения каждым программистом данного языка.

8) Важным свойством статического блока является инициализация. Статические поля или переменные инициализируются после загрузки класса в память. Порядок инициализации сверху вниз, в том же порядке, в каком они описаны в исходном файле Java класса. Поскольку статические поля инициализируются на потокобезопасный манер, это свойство также используется для реализации паттерна Singleton. Если вы не используется список Enum как Singleton, по тем или иным причинам, то для вас есть хорошая альтернатива. Но в таком случае необходимо учесть, что это не «ленивая» инициализация. Это означает, что статическое поле будет проинициализировано ещё ДО того как кто-нибудь об этом «попросит». Если объект ресурсоёмкий или редко используется, то инициализация его в статическом блоке сыграет не в вашу пользу.

9) Во время сериализации, также как и transient переменные, статические поля не сериализуются. Действительно, если сохранить любые данные в статическом поле, то после десериализации новый объект будет содержать его первичное (по-умолчанию) значение, например, если статическим полем была переменная типа int, то её значение после десериализации будет равно нулю, если типа float – 0.0, если типа Object – null. Честно говоря, это один из наиболее часто задаваемых вопросов касательно сериализации на собеседованиях по Java. Не храните наиболее важные данные об объекте в статическом поле!

10) И напоследок, поговорим о static import. Данный модификатор имеет много общего со стандартным оператором import, но в отличие от него позволяет импортировать один или все статические члены класса. При импортировании статических методов, к ним можно обращаться как будто они определены в этом же классе, аналогично при импортировании полей, мы можем получить доступ без указания имени класса. Данная возможность появилась в Java версии 1.5, и при должном использовании улучшает читабельность кода. Наиболее часто данная конструкция встречается в тестах JUnit, т.к. почти все разработчики тестов используют static import для assert методов, например assertEquals() и для их перегруженных дубликатов. Если ничего не понятно – добро пожаловать за дополнительной информацией.

На этом всё. Все вышеперечисленные пункты о модификаторе static в Java обязан знать каждый программист. В данной статье была рассмотрена базовая информация о статических переменных, полях, методах, блоках инициализации и импорте. В том числе некоторые важные свойства, знание которых является критичным при написании и понимании программ на Java. Я надеюсь, что каждый разработчик доведёт свои навыки использования статических концептов до совершенства, т.к. это очень важно для серьёзного программирования.">

19 комментариев

NikitaAndreevich
  • NikitaAndreevich
  • +1
  • Комментарий отредактирован 2014-04-23 20:06:39 пользователем NikitaAndreevich
MSBlast
В коде пункта четыре
<code>class Vehicle{
     public static void  kmToMiles(int km){
          System.out.println("Внутри родительского класса/статического метода");
     } }

class Car extends Vehicle{
     public static void  kmToMiles(int km){
          System.out.println("Внутри дочернего класса/статического метода ");
     } }

public class Demo{   
   public static void main(String args[]){
      Vehicle v = new Car();
       v.kmToMiles(10);
  }}</code>
В main у нас получается восходящее преобразование(если я правильно понял). поэтому мы обращаемся к методу класс Vehicle.
если же записать
<code>public static void main(String args[]){
      Car v = new Car();
       v.kmToMiles(10);</code>
то программа выведет «Внутри дочернего класса/статического метода», следовательно мы переопределили метод.
Можете пояснить чего я не понимаю. А то много читаю уже начинается путаница в голове.
MSBlast
В данном примере в main не происходит никакого восходящего преобразования. Мы создали переменную v типа Vehicle: Vehicle v; далее мы эту переменную проинициализировали новым объектом типа Car: v=new Car(); Это возможно, т.к. Car наследуется от Vehicle, и в таком случае тоже является Vehicle. Вызывая статический метод kmToMiles обращение идёт исходя из типа переменной v в данном примере это Vehicle, т.к. в Сar нет Override метода с этим именем и сигнатурой и быть не может учитывая что метод kmToMiles статический. Если же ты удалишь модификатор static в методах, и в том и в другом классе. То будет считаться что класс Car переопределяет метод super класса Vehicle. И в коносль вывод будет «Внутри дочернего класса/статического метода». Об этом и идёт речь в заметке, что объявляя метод с тем же именем и с теми же аргументами в дочернем классе, это не является переопределением методов супер класса. Подчиняясь логике static (единственный экземпляр, принадлежащий классу). Далее приведу несколько примеров main и вывода в консоль что б было понятнее.

Исходный пример:

class Vehicle{
        public static void kmToMiles(int km){
            System.out.println("Внутри родительского класса/статического метода");
        } }

    class Car extends Vehicle{
        public static void kmToMiles(int km){

            System.out.println("Внутри дочернего класса/статического метода ");
        } }

    public class Solution{
        public static void main(String args[]){
            Vehicle v = new Car();
            v.kmToMiles(10);

        }
    }

Вывод: Внутри родительского класса/статического метода

Уберием static из методов:

class Vehicle{
        public void kmToMiles(int km){
            System.out.println("Внутри родительского класса/статического метода");
        } }

    class Car extends Vehicle{
        public void kmToMiles(int km){

            System.out.println("Внутри дочернего класса/статического метода ");
        } }

    public class Solution{
        public static void main(String args[]){
            Vehicle v = new Car();
            v.kmToMiles(10);

        }
    }


Вывод: Внутри дочернего класса/статического метода
Заметь что @Override является лишь аннотацией, переопределение работает и без явного указания

Вызываем методы разными способами:

class Vehicle{
        public static void kmToMiles(int km){
            System.out.println("Внутри родительского класса/статического метода");
        } }

    class Car extends Vehicle{
        public static void kmToMiles(int km){

            System.out.println("Внутри дочернего класса/статического метода ");
        } }

    public class Solution{
        public static void main(String args[]){

            new Car().kmToMiles(10);
            new Vehicle().kmToMiles(10);
            Car.kmToMiles(10);
            Vehicle.kmToMiles(10);

        }
    }

Внутри дочернего класса/статического метода
Внутри родительского класса/статического метода
Внутри дочернего класса/статического метода
Внутри родительского класса/статического метода

1 и 2 строчки абсолютны идентичны 3 и 4. Почему? Смотри введение.

Вызываем метод дочернего класса из метода супер класса.

class Vehicle{
        public static void kmToMiles(int km){
            System.out.println("Внутри родительского класса/статического метода");
            Car.kmToMiles(km);
        } }

    class Car extends Vehicle{
        public static void kmToMiles(int km){

            System.out.println("Внутри дочернего класса/статического метода ");
        } }

    public class Solution{
        public static void main(String args[]){
       Vehicle v=new Car();
            v.kmToMiles(10);

        }
    }

} }
Внутри родительского класса/статического метода
Внутри дочернего класса/статического метода


Вызываем метод супер класса из метода дочернего класса используя super

class Vehicle{
        public static void kmToMiles(int km){
            System.out.println("Внутри родительского класса/статического метода");
            Car.kmToMiles(km);
        } }

    class Car extends Vehicle{
        public static void kmToMiles(int km){
            super.kmToMiles(10);
            System.out.println("Внутри дочернего класса/статического метода ");
        } }

    public class Solution{
        public static void main(String args[]){
       Vehicle v=new Car();
            v.kmToMiles(10);

        }
    }

Вывод: Compile Time Error, т.к. non-static variable super cannot be referenced from a static context. Почему? Смотри заметку № 1

Надеюсь ответил на твой вопрос.
NikitaAndreevich
Спасибо, немножко прояснилось:)
Nezhelskiy
  • Nezhelskiy
  • 0
  • Комментарий отредактирован 2015-12-16 15:23:42 пользователем Nezhelskiy
Если в примерах убрал модификатор static, то и в вывод надо бы писать без слова ".../статического" что бы не путать.
TheAndrey
С какого левела можно начинать пытаться полностью понять данную статью?
Izuver
  • Izuver
  • 0
  • Комментарий отредактирован 2014-08-17 04:42:22 пользователем Izuver
Мне кажется, что статьи стоит читать тогда, когда будешь себя чувствовать более уверенно в языке, когда будешь понимать основы и будешь иметь чуток практики. Не уверен с какого левела, но мне кажется, что где-то с 17-20 точно.

Такие статьи в основном подразумевают расширение знаний по уже данной теме. Если и читать, так сказать, сразу, то какие-нибудь туториалы, где бы тебя подробному обучили теме (но некоторые из них, конечно, тоже требуют предварительных знаний).
TheAndrey
Ясно, спасибо.
Artem
Спасибо за статью! Очень полезно!
Evgenym
Хорошая статья. Спасибо!
javaNub
Прочитал много разных статей о статических переменных
Как результат получил в голове кашу :)
Сейчас начинает что то проясняться:
Правильно ли понимаю, что

Когда виртуальная машина загружает класс в оперативку,
она создает отдельную копию класса в котором хранятся статические переменные и методы?
И изменить статические переменные этого класса может не только сам класс, но и его экземпляры?
Nezhelskiy
Сам класс в моем понимании — это только лишь рассказ машине какими надо создавать экземпляры этого класса. А в процессе выполнения программы уже возможно будут создаваться экземпляры класса. Но статические переменные (поля класса) будут иметь не только возможность их использования (адрес поля), но и конкретную реализацию, которая будет общей для всех экземпляров этого класса.
javaNub
Но статические переменные (поля класса) будут иметь не только возможность их использования (адрес поля), но и конкретную реализацию, которая будет общей для всех экземпляров этого класса.
Десять раз прочитал этот абзац, но так и не вкурил как статические переменные(поля) могут использовать экземпляры? Может наоборот? Поясните плиз подробно))
Nezhelskiy
Скажу несколько иначе.
Но статические переменные (поля класса) будут обладать свойством, которое даст возможность их использования до создания экземпляров класса (будут иметь адреса переменных в коде программы), но и конкретную реализацию, которая будет общей для всех экземпляров этого класса.
Так наверное будет понятнее моя мысль.
Nezhelskiy
  • Nezhelskiy
  • 0
  • Комментарий отредактирован 2015-12-17 09:21:43 пользователем Nezhelskiy
Для ясного и наглядного понимания объясню на такой аналогии со школой.
Министр образования (программист) пишет программу обучения школьников.
Эту программу он передает исполнительным органам (компилятору), которые согласно этой программе строят школу, закупают оборудование, нанимают учителей (реализуют программу в исполняемый код)
В этой школе будет находиться учитель (статический метод main), методичка для учебного процесса (область программы с исполняемым кодом), наглядные пособия (статические члены класса) школьная доска (публичная динамическая область памяти), учительский журнал (приватная статическая область памяти).
Когда начнется урок, пойдет процесс обучения детей (программа начнет работать), то учитель будет пользоваться школьной доской, рисовать, писать (создавать публичные динамические объекты). Он может стирать с доски (освобождать динамическую память), но не может стереть наглядные пособия в классе. Ученики тоже могут писать на доске (публичной области памяти), но не могут сами делать запись в учительский журнал. В журнал они могут поставить оценку только своими ответами на уроке(методы сеттеры), а узнать об оценке только если учитель запишет оценку в их дневник или огласит оценки (приватные переменные, методы геттеры ). Учитель может считать на счетах, демонстрируя это классу (создавать экземпляры классов(объектов), изменять публичные переменные), а может у себя за спиной на пальцах что-то посчитать, сделать запись в журнал (изменять приватные переменные).
То что имеет ключевое слово static должно быть в исполняемом коде (школе), как оборудование школы, а всё остальное не static может быть нарисовано на школьной доске или в классном журнале уже во время урока (исполнения программы). По этому объект класса main обязан быть static!
Nezhelskiy
И изменить статические переменные этого класса может не только сам класс, но и его экземпляры?

Я бы сказал так. Обращаться (изменять значения или получать их значения) к статическим переменным этого класса могут не только методы самого класс, но и его экземпляры, если у статических переменных нет модификатора private или protected! Т.к. им будет отведено место в памяти машины на этапе загрузки кода составленного компилятором программы из исходного текста программы.
tolik_breathless
Спасибо вам! очень доходчиво ;)
Sparks
Очень полезная статья! Спасибо Вам большое!
Vikentsi
Ссылка
добро пожаловать за дополнительной информацией.
не о чем!!!
lichMax
  • lichMax
  • 0
  • Комментарий отредактирован 2017-10-29 13:44:01 пользователем lichMax
или ни о чём?

ЗЫ А вообще, что не так в этой статье? В принципе статический импорт прост как тапочек, так что там можно было даже обойтись двумя-тремя предложениями…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.